Конспект занятия в старшей группе.
«Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
Цель: Закрепить навык различения и самостоятельного употребления в речи звуков [ж] – [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
-
уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] –[ж], учить детей давать их полную характеристику;
-
закрепить навыки правильного различения на слух фонем [ж] - [ш];
-
закрепить правильное произношение [ж], [ш], в слогах, словах и предложениях;
-
учить дифференцировать звуки [ж] - [ш]: (звонкий – глухой)
-
закрепить правильное различение букв Ш-Ж и соотношение буквы и звука;
-
продолжать учить составлять звуковые схемы слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
-
развивать фонематический и речевой слух;
-
развивать память, мышление, внимания;
-
развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
-
развитие слухо-зрительно-кинестетических восприятий.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
-
воспитание творческой активности и инициативы;
-
воспитание доброжелательности, активности и самостоятельности;
-
воспитание просодических компонентов речи.
Оборудование: карточки, для характеристики звуков [ж] - [ш]; картинки на автоматизацию звуков [ж] - [ш]; дидактические пособия «Цветочек»; звуковые дорожки; схемы – символы для обозначения звонких, глухих согласных. Наборы для составления звуковых схем слов. Мяч. Проектор. Презентация к занятию.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.(Слайд 1)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я хочу пожелать всем доброго утра и доброго дня!
Хотите поиграть и узнать сегодня много нового?
Дети: Да.
2. Объявление темы:
Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки. Отгадайте их, и скажите, на какие звуки начинаются отгадки.
В темноте летает кто-то,
издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно, майский... (Жук)
Простудиться не хотите -
Наседку теплую купите :
Хоть погода будет зябка,
Голову согреет ... (Шапка)
Логопед: Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня вспоминать?
Дети: Звуки [ж] и [ш].
Логопед: Сегодня мы будем играть с этими звуками. А для того, чтобы нам было интересней, мы проведем КВН и разделимся на две команды. Команда ШИПЕЛОЧКИ и команда ЖУЖЖАЛОЧКИ. (Выставляются таблички команд). Ну и конечно выберем капитанов.
Логопед: Девиз команды ШИПЕЛОЧКИ: Шипеть всегда, шипеть везде звук [ш]. не подводить нигде!! Девиз команды ЖУЖЖАЛОЧКИ: Жужжать всегда, жужжать везде звук [ж] не подводить нигде!! Команды занять свои места.
3. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Ребята, чтобы хорошо встретить гостей, которые к нам пришли, нам нужно четко, правильно и красиво произносить звуки [ж] и [ш]. Сделаем артикуляционную гимнастику (приготовим свои губы, зубы, язычок) (Слайд 2-8)
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно (упражнение «Окно»), увидел солнышко и улыбнулся (упражнение «Заборчик»). Потом он решил потянуть свои губки вперед (упражнение «Хоботок»). Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь и вышел на крылечко, немного постоял там (упражнение «Блинчик»). И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить верхние зубы (упражнение «Почистим зубы»). Язычок поел вкусного варенья (упражнение «Вкусное варенье»). И все запил вкусным чаем, из своей красивой чашки (упражнение «Чашечка»).
Дети: (повторяют упражнения артикуляционной гимнастики
4. Первый конкурс. Дать характеристику звукам, опираясь на слайд.
(Слайд 9,10) И собрать цветы.
Логопед: Командам дать характеристику своих звуков, опираясь на слайд. Команда ШИПЕЛОЧКИ.
Дети: Характеристика звука [ш]. – согласный, всегда твёрдый, глухой. (На доске
выставляется символ звука [ш] – перечеркнутый колокольчик).
Логопед: Команда ЖУЖЖАЛОЧКИ.
Дети: Характеристика звука [ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. (На доске выставляется символ звука [ж] – колокольчик).
Логопед: Молодцы!
Игра «Собери цветок»
Логопед: Перед вами две серединки цветов. Что на них написано?
Дети: Буквы Ш и Ж.
Логопед: Правильно. Чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Буквы мы пишем, читаем и видим, а звуки мы слышим и произносим.
Логопед: Молодцы. В одном цветочке живут лепестки с картинками на звук [ш]. А в другом на звук [ж].
У вас на столах лепестки с рисунками. Посмотрите на них внимательно и определите, в названии каких предметов есть звук [ж] или звук [ш]. Помогите этим звукам найти свой цветок. По одному подходите к цветку, где живёт звук из вашего слова. И когда будете класть лепесток, говорите вслух это слово, чтобы мы тоже проверили, правильно ли вы нашли цветок для звука.
Дети: (кладут лепестки и вслух называют слова).
Молодцы! Жюри подведет итоги первого конкурса.
5. Второй конкурс. (Игры со звуками)
Дифференциация звуков [ж] – [ш] в произношении.
дифференциация изолированных звуков:
Логопед: Ребята, вспомните, кто у нас длительно произносит звук [ш].
Дети: Гусь.
Логопед: Верно. Послушайте, как шипит гусь и повторите за ним:
ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш, ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Дети: (повторяют).
Логопед: А кто у нас длительно произносит звук [ж].
Дети: Жук.
Логопед: А теперь послушаем песенку жука:
ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Логопед: Задание-разминка для капитанов.
- Вам необходимо внимательно слушать слова и выкладывать звуковую дорожку для своей команды, используя символы-колокольчики. Затем пройти по звуковой дорожке и правильно произнести нужный звук, опираясь на символы-колокольчики.
Логопед: Молодцы капитаны. А команды продолжают этот конкурс, проходят по звуковым дорожкам, четко произнося звуки.
Логопед: Молодцы! Садитесь. Жюри подведет итоги второго конкурса.
6. Третий конкурс. (Игры со словами)
Игра «Наоборот». Упражнение на дифференциацию звуков [ж] – [ш] в словах.
Логопед: Я буду по очереди называть слова командам. А вы должны внимательно послушать и изменить звук [ш] на [ж] или звук [ж] на [ш]. в этом слове. Например: Шар – жар. Слушайте внимательно.
Шить – жить
Шаль - жаль
Шалость - жалость
Жарить – шарить
Жутко - шутка
Жар – шар
Жесть – шесть.
Луша – лужа
Саша - сажа
Тушить - тужить
Логопед: Молодцы ребята. А мы продолжаем третий конкурс. И следующая игра с мячом.
Игра «Добавь слог» (с мячиком).
Логопед: Выйдите, пожалуйста, из-за своих столиков и встаньте на ковре в две команды. Я буду кидать каждому мячик, и называть часть слова, а вы ловите мячик и добавляете слог «жи» или слог «ши». Будьте внимательны:
камы-ши
лы-жи
шала-ши
гара-жи
клави-ши
е-жи
эта-жи
ланды-ши
мы-ши
лу-жи
кры-ши
но-жи
малы-ши
мор-жи
у-жи, у-ши
Логопед: Молодцы! Жюри подведет итоги третьего конкурса.
6. Четвертый конкурс. (Игры с предложениями)
Различение звуков [ш] и [ж] в предложениях
Игра «Загадки» (Слайд 11-16)
Логопед: Я для вас придумала загадки. Попробуйте их отгадать. Смотрите внимательно на экран и отвечайте на вопросы полным предложением. Первый вопрос к команде ШИПЕЛОЧКИ.
-Что находиться между шишками? Где находиться груша?
-Что находиться между пушками? Где находиться машинка?
-Что находиться между камышами? Где находиться лягушка?
-Что находиться между жирафами? Где находиться мышка?
-Что находиться между кувшинами? Где находиться чашка?
-Что находиться между шлемами? Где находиться шляпа?
Логопед: Молодцы! И следующее задание этого конкурса
Игра «Вспомни чистоговорку по мнемотаблицам»
Логопед: И следующее задание этого конкурса. Вспомните чистоговорку по мнемотаблицам и четко, красиво произнесите.(Слайд 17,18)
Первая таблица команде ЖУЖЖАЛОЧКИ.
Дети: Жаба в луже сидела на жука глядела, жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.
Логопед: Молодцы! Вторая таблица команде ШИПЕЛОЧКИ.
Дети: Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет.
Логопед: Молодцы! Жюри подведет итоги четвертого конкурса. А пока жюри подводит итоги, мы отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Как живёшь?
- Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак)
А плывёшь?
- Вот так! (Руками изображаем движения пловца)
Как бежишь?
- Вот так! (Руки сгибаем в локтях, бег на месте)
Вдаль глядишь?
- Вот так! (Поочерёдно прикладываем ладони ребром ко лбу)
Машешь вслед?
- Вот так! (Энергичные взмахи обеими кистями рук несколько раз)
Ночью спишь?
- Вот так! (Ладони под одну щёчку, под другую с наклонённой набок головой)
А шалишь?
- Вот так! (Кулачками обеих рук одновременно хлопнуть себя по надутым щекам)
Дети: (повторяют за логопедом движения).
7. Пятый конкурс.
Определение позиции звуков в словах. Деление слов на слоги. (Слайд 19,20)
Логопед: Давайте приступим к выполнению следующего задания. Поиграем в игру «Найди домик звука». Посмотрите на картинки и определите, какой звук живет в слове: [ш]. или [ж] и где он находится – в начале слова, в середине или в конце. Подберите нужную схему. Разделите слова на слоги? Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Первая картинка для команды ЖУЖЖАЛОЧКИ.
Логопед: Молодцы! Жюри подведет итоги пятого конкурса.
8. Шестой конкурс. Звуко-слоговой анализ слов. (Слайд 21,22)
Логопед: И последнее задание шестого конкурса. Сделать звуковой анализ слов. А каких вы мне скажите сами.
Посмотрите на картинку команда ШИПЕЛОЧКИ. Что делает девочка?
Дети: Пишет.
Логопед: Правильно, она пишет. А если скажем Я?
Дети: Я пишу.
Логопед: Посмотрите на картинку команда ЖУЖЖАЛОЧКИ Что делает мальчик?
Дети: Сидит.
Логопед: Правильно, он сидит. А если скажем Я?
Дети: Я сижу.
Логопед: Молодцы! Команде ШИПЕЛОЧКИ слово: ПИШУ. А команде ЖУЖЖАЛОЧКИ слово: СИЖУ.
9.Итог занятия:
Логопед: Молодцы ребята! Жюри подведет итоги шестого конкурса и всей нашей игры.
Пока жюри подводит итоги, мы с вами побеседуем. Скажите, какие звуки мы сегодня различали и сравнивали? Какие задания вам показались самыми трудными? Интересными?
2017 год