МБДОУ "Детский сад "Солнышко" пгт.Гвардейское"

Симферопольского района

Республики Крым

 

Конспект занятия в старшей группе.

 

Конспект занятия в старшей группе.

«Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

 

 

Цель: Закрепить навык различения и самостоятельного употребления в речи звуков [ж] – [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить и  закрепить правильное произношение звуков [ш] –[ж], учить детей давать  их полную характеристику;

  • закрепить навыки правильного различения на слух фонем [ж] - [ш];

  • закрепить правильное произношение [ж], [ш], в слогах, словах и предложениях;

  • учить дифференцировать звуки [ж] - [ш]: (звонкий – глухой)

  • закрепить правильное различение букв Ш-Ж и соотношение буквы и звука;

  • продолжать учить составлять звуковые схемы слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать  фонематический  и  речевой  слух;

  • развивать память, мышление, внимания;

  • развивать артикуляционную, тонкую и  общую  моторику;

  • развитие слухо-зрительно-кинестетических восприятий.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения;

  • воспитание творческой активности и инициативы;

  • воспитание доброжелательности, активности и самостоятельности;

  • воспитание просодических компонентов речи.

Оборудование:  карточки, для характеристики звуков [ж] - [ш]; картинки на автоматизацию звуков [ж] - [ш]; дидактические пособия «Цветочек»; звуковые дорожки; схемы – символы для обозначения звонких, глухих согласных. Наборы для составления звуковых схем слов. Мяч. Проектор. Презентация к занятию.

 

Ход занятия 

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.(Слайд 1)

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу пожелать  всем доброго утра и доброго дня!

Хотите  поиграть и узнать сегодня много нового?

Дети: Да.

 

2. Объявление темы:

Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки. Отгадайте их, и скажите, на какие звуки начинаются отгадки.

В темноте летает кто-то,
издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно, майский... (Жук)

Простудиться не хотите -

Наседку теплую купите :

Хоть погода будет зябка,

Голову согреет ... (Шапка)

Логопед: Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня вспоминать?

Дети:  Звуки [ж] и [ш].

Логопед: Сегодня мы будем играть с этими звуками. А для того, чтобы нам было интересней, мы проведем КВН и разделимся на две команды. Команда ШИПЕЛОЧКИ и команда ЖУЖЖАЛОЧКИ. (Выставляются таблички команд). Ну и конечно выберем капитанов.

Логопед: Девиз команды ШИПЕЛОЧКИ: Шипеть всегда, шипеть везде звук [ш].   не подводить нигде!! Девиз команды ЖУЖЖАЛОЧКИ: Жужжать всегда, жужжать везде звук [ж]  не подводить нигде!!     Команды занять свои места.

 

3. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Ребята, чтобы хорошо встретить гостей, которые к нам пришли, нам нужно четко, правильно и красиво произносить звуки [ж] и [ш]. Сделаем артикуляционную гимнастику (приготовим свои губы, зубы, язычок) (Слайд 2-8)

Сказка  о  весёлом  язычке.

Проснулся  язычок  рано  утром. Открыл  окно  (упражнение «Окно»), увидел  солнышко  и  улыбнулся (упражнение «Заборчик»). Потом он решил потянуть свои губки вперед  (упражнение «Хоботок»). Захотелось ему  погреться на  солнышке, он открыл дверь  и  вышел  на  крылечко, немного  постоял  там (упражнение «Блинчик»). И  тут  язычок  вспомнил,  что  он  не почистил зубы. Быстро  вернулся  домой  и  стал  чистить верхние  зубы (упражнение «Почистим зубы»). Язычок поел вкусного варенья (упражнение «Вкусное варенье»). И все запил вкусным чаем, из своей красивой чашки (упражнение «Чашечка»).

Дети: (повторяют упражнения артикуляционной гимнастики

 

4. Первый конкурс.  Дать характеристику  звукам, опираясь на слайд.

(Слайд 9,10) И собрать цветы.

Логопед: Командам дать характеристику своих звуков, опираясь на слайд. Команда ШИПЕЛОЧКИ.

Дети: Характеристика звука [ш].  – согласный, всегда твёрдый, глухой. (На доске

выставляется символ звука [ш] – перечеркнутый колокольчик).

Логопед: Команда ЖУЖЖАЛОЧКИ.

Дети: Характеристика звука [ж]  – согласный, всегда твёрдый, звонкий. (На доске выставляется символ звука [ж]  – колокольчик).

Логопед: Молодцы!

Игра «Собери цветок»

Логопед: Перед вами две серединки цветов. Что на них написано?

Дети: Буквы Ш и Ж.

Логопед: Правильно. Чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Буквы мы пишем, читаем и видим, а звуки мы слышим и произносим.

Логопед: Молодцы.  В одном цветочке живут лепестки с картинками на звук [ш]. А в другом на звук [ж].    

У вас на столах лепестки с рисунками. Посмотрите на них внимательно и определите, в названии каких предметов есть звук [ж] или звук [ш]. Помогите этим звукам найти свой цветок. По одному подходите к цветку, где живёт звук из вашего слова. И когда будете класть лепесток, говорите вслух это слово, чтобы мы тоже проверили, правильно ли вы нашли цветок для звука.

Дети: (кладут лепестки и вслух называют слова).

Молодцы! Жюри подведет итоги первого конкурса.

 

5. Второй конкурс.  (Игры со звуками)

Дифференциация звуков [ж] – [ш] в произношении.

 дифференциация изолированных звуков:

Логопед: Ребята, вспомните, кто у нас длительно произносит звук [ш].  

Дети: Гусь.

Логопед: Верно. Послушайте, как шипит гусь и повторите за ним:

ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш, ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Дети: (повторяют).

Логопед: А кто у нас длительно произносит звук [ж].

Дети: Жук.

Логопед: А теперь послушаем песенку жука:

ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Логопед: Задание-разминка  для капитанов.

- Вам необходимо внимательно слушать слова и выкладывать звуковую дорожку для своей команды, используя символы-колокольчики. Затем пройти по звуковой дорожке и правильно произнести нужный звук, опираясь на символы-колокольчики.

Логопед: Молодцы капитаны. А команды продолжают этот конкурс, проходят по звуковым дорожкам, четко произнося звуки.

Логопед: Молодцы! Садитесь. Жюри подведет итоги второго конкурса.

 

6. Третий конкурс.   (Игры со словами)

Игра «Наоборот». Упражнение на дифференциацию звуков [ж] – [ш] в словах.

Логопед: Я буду по очереди называть слова командам. А вы должны внимательно послушать и изменить звук [ш]  на [ж] или звук [ж]  на [ш]. в этом слове.  Например: Шар – жар. Слушайте внимательно.

Шить – жить

Шаль - жаль

Шалость - жалость

Жарить – шарить

Жутко - шутка

Жар – шар

Жесть – шесть.

Луша – лужа

Саша - сажа

Тушить - тужить

Логопед: Молодцы ребята. А мы продолжаем третий конкурс. И следующая игра с мячом.

 Игра «Добавь слог» (с мячиком).

Логопед: Выйдите, пожалуйста, из-за своих столиков и встаньте на ковре в две команды. Я буду кидать каждому мячик, и называть часть слова, а вы ловите мячик и добавляете слог «жи» или слог «ши». Будьте внимательны:

камы-ши

лы-жи

шала-ши

гара-жи

клави-ши

е-жи

эта-жи

ланды-ши

мы-ши

лу-жи

кры-ши

но-жи

малы-ши

мор-жи

у-жи, у-ши

Логопед: Молодцы! Жюри подведет итоги третьего конкурса.

 

6. Четвертый конкурс. (Игры с предложениями)

Различение звуков [ш]  и [ж] в предложениях

Игра «Загадки» (Слайд 11-16)

Логопед: Я для вас придумала загадки. Попробуйте их отгадать. Смотрите внимательно на экран и отвечайте на вопросы полным предложением. Первый вопрос к команде ШИПЕЛОЧКИ.

-Что находиться между шишками? Где находиться груша?

-Что находиться между пушками? Где находиться машинка?

-Что находиться между камышами? Где находиться лягушка?

-Что находиться между жирафами? Где находиться мышка?

-Что находиться между кувшинами? Где находиться чашка?

-Что находиться между шлемами? Где находиться шляпа?

Логопед: Молодцы! И следующее задание этого конкурса

Игра «Вспомни чистоговорку по мнемотаблицам»

Логопед: И следующее задание этого конкурса. Вспомните чистоговорку по мнемотаблицам и четко, красиво произнесите.(Слайд 17,18)

Первая таблица  команде ЖУЖЖАЛОЧКИ.

Дети: Жаба в луже сидела на жука глядела, жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.

Логопед: Молодцы! Вторая таблица  команде ШИПЕЛОЧКИ.

Дети: Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет.

Логопед: Молодцы! Жюри подведет итоги четвертого конкурса. А пока жюри подводит итоги, мы отдохнем и сделаем физкультминутку.

 

Физкультминутка.

Как живёшь?

- Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак)

А плывёшь?

- Вот так! (Руками изображаем движения пловца)

Как бежишь?

- Вот так! (Руки сгибаем в локтях, бег на месте)

Вдаль глядишь?

- Вот так! (Поочерёдно прикладываем ладони ребром ко лбу)

Машешь вслед?

- Вот так! (Энергичные взмахи обеими кистями рук несколько раз)

Ночью спишь?

- Вот так! (Ладони под одну щёчку, под другую с наклонённой набок головой)

А шалишь?

- Вот так! (Кулачками обеих рук одновременно хлопнуть себя по надутым щекам)

Дети: (повторяют за логопедом движения). 

 

7. Пятый конкурс.  

Определение позиции звуков в словах. Деление слов на слоги. (Слайд 19,20)

Логопед: Давайте приступим к выполнению следующего задания. Поиграем в игру «Найди домик звука». Посмотрите на картинки и определите, какой звук живет в слове: [ш].  или [ж]  и где он находится – в начале слова, в середине или в конце. Подберите нужную схему. Разделите слова на слоги? Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Первая картинка для команды ЖУЖЖАЛОЧКИ.

Логопед: Молодцы! Жюри подведет итоги пятого конкурса.

 

8. Шестой конкурс. Звуко-слоговой анализ слов. (Слайд 21,22)

Логопед: И последнее задание шестого конкурса. Сделать звуковой анализ слов. А каких вы мне скажите сами.

Посмотрите на картинку команда ШИПЕЛОЧКИ. Что делает девочка?

Дети: Пишет.

Логопед: Правильно, она пишет. А если скажем Я?

Дети: Я пишу.

Логопед: Посмотрите на картинку команда ЖУЖЖАЛОЧКИ Что делает мальчик?

Дети: Сидит.

Логопед: Правильно, он сидит. А если скажем Я?

Дети: Я сижу.

Логопед: Молодцы! Команде ШИПЕЛОЧКИ слово: ПИШУ. А команде ЖУЖЖАЛОЧКИ слово: СИЖУ.

 

9.Итог занятия:

Логопед: Молодцы ребята! Жюри подведет итоги шестого конкурса и всей нашей игры.

Пока жюри подводит итоги, мы с вами побеседуем. Скажите, какие звуки мы сегодня различали и сравнивали? Какие задания вам показались самыми трудными? Интересными? 

 

2017 год

Дата последнего обновления страницы 20.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения