Как научить ребенка читать?
Перед школой все дети должны уметь читать. Но как научить ребенка читать правильно? Многие родители берутся за это дело с азартом, торопятся познакомить ребенка с буквами и часто допускают ошибки при обучении чтению, которые затем мешают дошкольнику грамотно читать и писать. Какие же «опасности» подстерегают малыша на пути овладения грамотой? И как родителям научить ребенка читать и писать, избегая методических ошибок при обучении чтению?
Как же родителям научить ребенка читать правильно? Давайте рассмотрим основные направления этой работы.
1. Развитие звукового анализа и синтеза (фонематического восприятия).
Еще до того, как вы приступите к обучению чтению, малыша надо учить различать и выделять звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.
В процессе обучения чтению дошкольник должен овладеть навыками звукового анализа:
-
находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);
-
знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и «звук», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»;
-
уметь делить слово на слоги.
Начиная знакомить ребенка со звуками нашей речи, тренируйте его в выделении изучаемого звука из слова, нахождении положения заданного звука в слове, в выделении признаков этого звука (гласный/согласный). Когда ребенок освоит достаточное количество звуков и букв, нужно знакомить его уже и такими признаками, как звонкость-глухость, твердость-мягкость согласных.
Чтобы научить ребенка читать правильно, закрепляйте эти знания в игровых упражнениях. Вот некоторые из них:
-
Хлопни, когда услышишь звук [А];
-
Отбери картинки, в названиях которых звук [А] находится в начале слова (в конце слова, в середине слова);
-
Игра «Гласный или согласный». Взрослый называет знакомые ребенку звуки нашей речи. Малыш поднимает карточку красного цвета, если услышит гласный звук, карточку синего цвета, если звук согласный.
-
Игра «Наоборот». Взрослый называет твердый звук, ребенок должен назвать его мягкий аналог.
-
«Слоговое лото». Ребенок раскладывает картинки в разные домики (одноэтажный, двух-, трех- или четырехэтажный) в зависимости от того, сколько слогов содержит слово (1, 2, 3, 4);
2. Знакомство с буквами и чтение.
Знакомя ребенка со звуками, мы сразу же изучаем и букву, обозначающую этот звук. Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего ряда). Затем согласные, которые звучат протяжно, например М, Н, Х, С, В, З, Л. И сразу же учим ребенка сливать 2 звука в слог.
Но не все родители и даже педагоги владеют методикой обучения чтению дошкольников. Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?
Ошибкой будет называть букву не звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [Бэ], [Вэ], [Ша] и т.п. Иногда в логопедической практике встречаютсятакие случаи, когда родители, торопясь знакомить ребенка с буквами, не обращали внимание на то, что ребенок называет букву подобным образом, например: [Ши], [Лы], [Ты]. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т.п. Ведь для него буква М обозначает два звука [М] [Э], буква Л – это для него [Л] [Э], ведь он привык называть эту букву [ЛЭ]! И исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.
Поэтому первое правило при обучении чтению: знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте так, как произносится ЗВУК: Б – [Б], а не [БЭ] Р — [Р]; а не [ЭР]; Ш — [Ш], а не [Ша] и т.д.
Ошибочно учить читать сначала буквы в слове отдельно, а потом уже повторять это слово по слогам или целиком. Такая привычка вредит навыкам чтения и очень помешает в школе.
Второе правило: чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [А], [У] , а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву – таким образом слог не обрывается, а читается слитно [ААААААУУУУ]. Так же происходит и согласными: из букв А, М — [АМ], [МА]. И так далее. Данная ошибка при обучении чтению легко укореняется, а вот избавиться от нее ребенку без помощи логопеда бывает довольно трудно.
Третье. Внимательно выбирайте Букварь. Не все буквари одинаково хорошо служат цели обучения грамоте. Один букварь будет хорошим подспорьем, а другой — снизит мотивацию и внесет путаницу в процесс чтения. Поверхностный выбор букваря будет серьезной ошибкой при обучении чтению.
Как выбрать букварь?
-
Букварь должен быть составлен грамотным педагогом (желательно – логопедом), буквы не должны быть представлены в алфавитном порядке (для обучения чтению необходим особенный порядок знакомства с буквами, начинается знакомство обычно с простых гласных, таких как А, О, У, Ы, Э и согласных, например М, Н, Х, В, Л).
-
В Букваре чтение слогов должно начинаться уже после знакомства с несколькими гласными буквами, а по мере знакомства с согласными – сразу же подключаться чтение слов.
-
Чтобы научить ребенка читать правильно, чтение в букваре должно быть слитным послоговым (без повторения каждого звука в отдельности). При выборе букваря не спешите, полистайте его и внимательно рассмотрите подачу материала.
-
Когда выбираете букварь, следите, чтобы в нем было достаточно материала для чтения по каждой букве (много слов и предложений, с середины букваря должны добавляться и короткие рассказы), а так же картинки, иллюстрирующие предложения. Занимаясь по такому букварю, взрослым будет легче обращать внимание ребенка на смысл прочитанных слов и предложений. А понимание смысловой составляющей очень важный аспект при обучении чтению!
3. Обучение письму (печатными буквами).
Учите писать печатные буквы одновременно с обучением чтению. Рассматривайте букву, просите обвести ее пальчиком, предлагайте сконструировать букву из палочек, дописать недостающие элементы.
Важно уделить достаточно времени изучению оптического образа каждой буквы, чтобы ребенок четко помнил и понимал, как выглядит буква, из каких элементов состоит и в какую сторону повернута буква. Не секрет, что многие дети путают похожие по написанию буквы, переворачивают буквы при написании, пишут их как бы «зеркально». При начальном знакомстве с буквами это допускается, но затем такие ошибки должны исчезнуть.
Еще одна зона риска при обучении письму – ошибки по акустическим признакам. Проще говоря, ребенок может путать акустически близкие, похожие по звучанию (а не по написанию, как в предыдущем примере) звуки, например: С – З, Ш – Ж, Х – К. Так же ребенок может путать буквы при написании, если он в собственной речи заменяет один звук другим. К примеру, если ребенок в своей речи заменяет звук [Л] на звук [Й].Тогда вместо слова «лак» он напишет, например «як».
Учитывайте эти советы при обучении чтению дошкольника.
Учите ребенка читать правильно!