Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБДОУ "Детский сад "Солнышко" пгт.Гвардейское"

Симферопольского района

Республики Крым 

Консультация для родителей

 

  «Роль  детской  книги

в речевом  развитии ребенка»

 

Дошкольники     очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того.

 

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный  ребенок  мало  времени  проводит в обществе взрослых (все больше  за  компьютером  или  у телевизора. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми  сталкиваются         и         родители,  и логопед,  и воспитатели, ставя перед  собой задачу  развития         речи дошкольника. 

 

Наиболее типичные проблемы:

1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неумение грамматически правильно построить распро­страненное предложение. Однословные отве­ты на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).

 

2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать сино­ним, назвать признак предмета.

 

3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотров теле­визионных передач, рекламных роликов), не­литературных слов и выражений.

 

4. Неспособность грамотно сформулиро­вать вопрос.

 

5. Неспособность построить монолог, на­пример сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами. (В дальнейшем это умение необходимо для успешного освоения грамоты, построения связного рассказа!)

 

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зре­ния, обосновать просьбу, выразить протест. (Как результат, непонимание родителями и пе­дагогами-воспитателями многих поступков младших дошкольников!)

 

7. Отсутствие навыков культуры речи: не­умение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

 

8. Плохая дикция.

 

Многих трудностей можно избежать, если  систематически заниматься речевым разви­тием дошкольников. Особое место в этом процессе  отводится использованию художественных текстов: потешек, колы­бельных песен, сказок,  детских стихов, посло­виц и поговорок и т.д. Известно, что художе­ственная литература – это  и волшебный мир,  в который с удовольствием  погружается  ре­бенок, и источник информации об окружаю­щем мире, и  необходимое  условие нормаль­ного речевого развития.

 

Читайте ребенку, начиная с раннего возра­ста,  потешки, колыбельные, прибаутки, сказки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбель­ные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность  и  ритм,  про­никнуться  народным  духом,  очистить свою речь  от  сленговых  словечек.  Колыбельные  и  потешки  обогащают  словарь  и  кругозор  де­тей, обучают  образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; ко­за, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний.

 

Поло­жительная эмоциональная  окраска  колы­бельных  песен и потешек делает освоение речи бо­лее успешным; повторяющиеся звукосочета­ния, фразы, звукоподражания развивают фо­нематический слух.

 

Залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтиче­ского слуха дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопро­сы не только развивает речь ребенка,  делает  ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс  восприятия  художественной  литературы  осмысленным.

 

Произнесение  поговорок и скороговорок  полезно для всех детей, даже  если  с дикцией  у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще недостаточно коорди­нирование работает речевой аппарат. Некото­рые дети нечетко выговаривают слова, торо­пятся, проглатывают окончания; другие, на­оборот, говорят медленно и излишне растяги­вают слова.

 

В загадках в сжатой форме описываются наибо­лее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способ­ность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать вы­воды. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значе­ния слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгад­ка приводится без доказательства, возможен другой.

 

Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.

 

Семья, в которой книга  сопровождает ребенка с момента его рождения,  семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности  и «чутья» родного языка. Взрослые  должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации.   

   

В домашней  библиотеке  должны  быть разные типы: не только сказки, но  и реалистическая  литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

 

Консультация для родителей «Роль  детской  книги в речевом  развитии ребенка»

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"