Неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права»
Семинар социального педагога Семенюк Н. А.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
У разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран. Участники образуют два круга, внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается на один шаг по часовой стрелке.
Варианты приветствия:
· Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
· Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
· Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
· Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
· Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
· Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).
· Объятие и троекратное лобзание поочерёдно в обе щёки (Россия);
Одна из годовых задач нашего дошкольного учреждения звучит так: воспитание в дошкольниках патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения путем ознакомления с многонациональной культурой России и малой родины Крым в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Приоритетное направление деятельности нашего МБДОУ – духовно – нравственное воспитание. Поэтому, формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста считаю основополагающим аспектом в патриотическом воспитании.
ХХI век, в котором мы живем, характеризуется глобализацией экономики, интенсивностью развития средств массовой коммуникации, преобразованием социальных структур . Новый быстроменяющийся век требует и наличие у людей «планетарного сознания»: способности понимания, толерантности, доброжелательности по отношению ко всем людям в мире.
Сегодня мы видим нарастание таких явлений в обществе как злоба, ненависть ко всему непохожему, к людям, говорящим на других языках и исповедующих другую религию, проявления жестоких форм национализма, терроризма. Чтобы сохранить человечество, его национальную культуру, необходимо вырабатывать у подрастающего поколения устойчивую потребность во взаимопонимании, терпимости и уважения различных народов друг к другу.
В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.
Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. И нормой жизни каждого человека должна стать толерантность.
Я долго думала над тем, как донести до Вас значение этого понятия, чтобы материал не был сухим, но был понятен и интересен.
Поэтому:
- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности».
Под девизом «Мы разные, но мы вместе!».
Первая остановка:
Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово толерантность ?
Толерантность – это …милосердие
Толерантность – это …доброта души
Толерантность – это …сострадание
Толерантность – это …уважение
Толерантность – это …дружба
Толерантность – это …терпение
Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Их цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Сам термин «толерантность» появился в языке как калька с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Талейрана-Перигора (1754—1838 гг.), министра иностранных дел Франции. Талейран прославился тем, что все переговоры, которые он проводил как министр-переговорщик, заканчивались миром.
Толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
-
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
-
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
-
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
-
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
-
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
-
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
На сегодня, самым популярным определением толерантности является следующее:
«Толерантность — это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов».
Для оценки уровня толерантности специалисты разработали психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой для желающих убедиться в собственной толерантности.
Вторая остановка «Познай себя»
Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

(Толерантность и интолерантность – взаимоисключающие понятия: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот)
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а фактор взаимосвязанных свойств личности.
Теперь, когда мы определили, что такое толерантность, обратимся к сегодняшней теме «Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами игры».
Третья остановка
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причиной вышеназванных явлений можно назвать негативное влияние СМИ, недостаточное внимание родителей к этой проблеме.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают в более гармоничное состояние.
Учитывая, что формирование толерантности – процесс очень длительный, а так же осознавая важность развития предпосылок толерантности, считаю необходимым решение определенных задач на более раннем возрастном этапе. Так, например, в младшем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому основной задачей является воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению. Задачей развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста является формирование гуманных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных играх и видах деятельности.
К концу дошкольного периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека; смотреть на происходящее с позиций других, понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата своего действия.
Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем поселке проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. Детям необычайно интересно знакомиться с тем, что отличается от привычного для них, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей, подготовить воспитанников к жизни, к общению со множеством других, очень разных людей.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- Ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях.
- На музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов.
- Чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.
- Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- Использование в работе этнокалендаря, который является ярким развивающим пособием для изучение с традициями, культурным наследием, праздниками своего народа, а также культурой, национальными традициями, праздниками народов России и мира.
- Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; (Рождество Масленица)
- Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в повседневной жизни, в игровой деятельности.
В формировании толерантности у дошкольников нужно использовать игровые методы, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра как особая, специфическая для этого возраста форма самоопределения ребенка является важным механизмом социализации: она обеспечивает вхождение в мир социальных и межличностных отношений и его освоение.
Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.
Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»
Четвертая остановка «Игровая»
Упражнение «Имена» (для детей).
Цель: установление положительного контакта между детьми.
Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»
Упражнение “Аплодисменты” (для детей).
Цель: Повышение настроения и самооценки, (сплочение педагогов), активизация участников группы. участники получают богатую информацию друг о друге
Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например:, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис” и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
· Встаньте все те, кто умеет вышивать
· «Тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами!»
· у кого голубые глаза - трижды подмигните;
· у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;
· тот, кто сегодня завтракал, пусть погладит себя по животу;
· тот, кто умеет играть на музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;
· пусть единственный ребёнок своих родителей расскажет стих;
· кто родился в августе, пусть возьмёт за руку одного члена группы и станцует с ним;
· кто путешествовал по другим странам, пусть погладит себя по голове.
· "Те, в чьем имени 5 букв" скажет свои 3 качества.
· Те у кого день рождения летом" обнимите соседа справа.
· чей рост превышает 1 м 60 см, пусть изо всех сил крикнет « Кинг-конг»
• кто любит собак, должен трижды пролаять;
• любящие кошек скажут: «Мяу!»;
• те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него;
• у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;
• кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул;
• кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: «Я это оспариваю!»;
• замужние (женатые) опишут рукой в воздухе большую восьмерку;
• тот, кого принуждали сегодня присутствовать, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
• у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
• кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;
• кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: «Курить — здоровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья!»;
• те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко причмокнут;
• кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!»
Воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности.
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получить обратную связь в группе, повысить самооценку, самопознание,
-возможность сделать добро другому человеку.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Форма работы: групповая, в кругу.
Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Обсуждение:
- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?
- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Так, давайте же сделаем наш мир добрее, чище и светлее.
И еще раз о толерантности:
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Евграфов Роман