Слайд 6
- Дети рассказывают стихи о предметах старины:
Давным – давно в деревне
Жила одна семья.
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра.
Его сейчас откроем
И поведём рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.
Слайд 7
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.
Слайд 8
Вот старинные кувшины.
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
Слайд 9
А вот это лапоточки.
Прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка,
Не обходилось здесь без кочедыка.
Слайд 10
Рубашка самотканая у дедушки была,
Украшена узорами по вороту она.
Слайд 11
Как отважный черный конь,
Скачет наш ухват в огонь.
Тянет он из печи
С горячей кашей чугунки!
Слайд 12
Чугунок, ты чугунок!
У тебя ни рук, ни ног.
В черной саже, весь копчёный,
Не украшен, но ядрёный!
Слайд 13
Он во главе стола - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове - пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река.
-Молодцы ребята!
-Ребята, а почему у нас в избе так тепло? (Ответы детей)
Слайд 14
Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.)
-А Вика нам расскажет стихотворение про печь.
Ой, ты, печка-сударыня, помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси. В дом богатства неси.
-Почему мы так ласково печке говорим? (Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.)
-Ребята, посмотрите, а под самоваром письмо. Наверное, домовой хочет с нами поиграть. Присаживайтесь на свои места.
-1задание: От каких двух слов произошло слово самовар? Вспомните и назовите слова, которые произошли от двух слов.
-Молодцы!
2 задание: Ответить на вопросы:
Слайд 15
-Как называлось место в доме, где работала женщина? (Бабий уголок (кут)
Слайд 16
-Как называлось место в доме, где работал мужчина? (Мужской коник)
Слайд 17
-Как называлось самое почетное место в доме? (Красный уголок) Что в нем находилось?
Слайд 18
-Чем занимались женщины зимними вечерами? (Женщины пряли пряжу, вязали, шили одежду для всей семьи.
Слайд 19
-Чем занимались мужчины зимними вечерами? ( Плели лапти, из тонких ивовых прутьев - корзины, из бересты - короба.)
Слайд 20
-А где же люди спали на Руси? (На печи, на лавках, на сундуках. А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.)
Слайд 21
-С чем на Руси ходили за водой? (С коромыслом)
Слайд 22
-В каких сказках встречается русская печь? (Емеля из сказки «По щучьему велению», «Гуси- лебеди», «Жихарка», «Колобок»).
Раздается звук плача ребенка.
- Ой, ребятушки, это же плачет наш недавно родившийся малыш. Нужно его успокоить и покачать.
Достает из колыбельки куклу.
-На, Аня, покачай. (Девочка качает куклу, а все вместе с ней : (а-а-а-а), плач стихает.)
-Ну вот, успокоился. Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали. Как мы его назовем? Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.
-Вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его мы все будем называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?
Дети: Егорушка.
-Когда он вырастет, то его уже будут называть Егор. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? Ответим на вопросы играя.
• Игровое упражнение «Поиграем с именами»
Дети стоят в кругу, педагог в центре. Педагог поочередно кидает мяч детям, дети, называют свое «Взрослое имя» возвращают мяч назад, как вариант - «Ласковое имя».
- А вы знаете, что обозначает имя Егор? (дети высказывают предположения.)
-Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы Егорушка вырос счастливым и богатым, чтобы у него было много-много земли, на которой он мог бы работать и кормить свою семью.
- Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (ответы детей.)
- Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали.
-Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
Педагог предлагает детям вернуться на стульчики
- Дети, посмотрите, здесь, в колыбельке у Егорушки, какой-то мешочек, что же в нём? (Педагог поочередно вынимает из мешочка и показывает: уголек, зернышки, монетки)
-Давным - давно на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
• Купание куклы:
Дети поочередно кладут в воду уголек, зернышки, монетки, педагог купает малыша, сопровождая свои действия словами:
уголек – «Привыкай к домашнему теплу»,
зернышки – «Будь всегда сыт»,
монетки – «Будь всегда богат».
Все вместе приговариваем
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
-Давайте Вика с Алиной полотенце, вытрем Егорушку.
Дети вытирают куклу. Вместе говорим:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
- Ну, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а теперь пора нам его…
Дети: - Одевать.
- А во что ?
Дети(высказывают свои версии)
- Одевать будем вот в эту отцову рубашку. Посмотрите… какая она?
- Большая, красивая, праздничная
- А почему в отцову рубашку? Как вы думаете?
Дети (ответы детей)
- Отец с матерью хотят, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же здоровым, крепким, работящим, честным, как и они.
- Артем и Таня, оденьте Егорушку.
Дети одевают куклу.
-Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся.
- Что-то зевает наш Егорушка.
Пора нести Егорушку…
Дети:
- В колыбельку
- Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки?
Дети кладут ребёнка в колыбельку.
Чтобы наш ребеночек крепко уснул, нужно спеть…
Дети: - колыбельную.
- А что такое колыбельная?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
-Дети, а давайте вместе споем колыбельную для Егорушки
-Динамическая пауза
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит,
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная? Когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток..
-Дети, а посмотрите, что я нашла под колыбелькой.
-Конвертик от домового.
Слайд 23-25
-Он опять хочет с вами поиграть. Садитесь за столы.
- Задание. Вам надо в словах определить первый и последний звуки, выложить их буквами и из этих букв сложить слово.
МОНЕТА УГОЛЕК
МА УК
МУКА

- Молодцы!
-Пока Егорушка спит, нам нужно приготовить ужин. Пойдемте со мной к печи, мне нужна ваша помощь. (Подходят к печи, становятся в круг)
Давайте испечем пироги.
Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
(«пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
(делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы,
(«месят тесто»)
Сахар не забыли мы,
(«посыпают сахар»)
Пироги пшеничные
(«пекут пироги»)
В печку посадили мы.
(разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит:
(грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(«посыпают крошки»)
-Пироги испекли, а теперь садитесь за стол.
-Ребятушки, пока в свой первый день наш ребеночек спит, нам нужно смастерить ему подарки. Как вы думаете, что это может быть?
Дети высказывают предположения.
(Можно рубашку сшить. Или носочки связать. А можно и игрушку смастерить)
-Дети, давайте и мы с вами сделаем для Егорушки игрушку-куклу.
Слайд 26
- Какие куклы были на Руси? (Обрядовые куклы, куклы-обереги и игровые куклы. )
Слайд 27
-Какие народные куклы вам знакомы? ( Масленица, чучело)
- Мы с вами сделаем не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети:
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
-Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит (повторяем с детьми). Мы сделаем куклу-Лихоманку (показать готовую куклу.) 
Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).
- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров;
-Расти сильным, крепким да удалым;
-Слушай отца-батюшку да родную матушку;
-Будь добр и пусть встречаются добрые люди;
-Пусть живет-поживает, да добра наживает;
(ставят своих куколок на припечек)
- Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.
- Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Егорушке подарки приготовили. Я тоже люблю подарки. А для меня подарки есть?
- Конечно, Кузя. И для тебя есть подарок. Ведь раньше на днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли, пели. Ты любишь петь? Тогда мы споем для тебя частушки!

Частушки:
На опушке два цветочка
Голубой да аленький
Я парнишка удалой,
Хоть и ростом маленький.
Знаю, где живет милашка,
Под железом новый дом.
Куплю красную рубашку,
С батькой свататься пойдем!
Накапаю я сирени,
Туго на туго свяжу,
Величаюсь я Миросей,
А фамилию не скажу!
Не ругай меня, маманя
За помаду и духи.
Ведь не я их покупаю, покупают женихи!
У меня на сарафане
По бокам кармашки, А в карманчиках духи, Чтоб любили женихи!
Раздайся народ
Чернобровая идет, чернобровая, бедовая
Ни где не пропадет!
Кузя:
Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Повезу свою Аленку
Всем соседям на показ!
- Ай, да молодцы! Распотешили меня, развеселили. Я вам за это тоже подарки приготовил. Получайте! Приходит ко мне по чаще. До свидания!
-Ребята, пора нам возвращаться в наше время. ((Воспитатель с детьми, держась за руки, закручиваются в «змейку и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь!»
Вам было интересно?
- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?
- С кем познакомились? (с младенцем Егорушкой)
- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)
- Что обозначает слово оберег? (оберегает)
Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
2017 год