Комплексное занятие по развитию речи
и художественному конструированию с элементами логоритмики
«ЧУДО-БУКЕТ»
Цели:
- Создание положительного эмоционального фона.
-Закрепление знаний детей по теме «Зима».
-Ввести в активный словарь детей «слова-родственники»: снег, снегопад, снегурочка, снеговик, снежинка, снежки, снегири.
-Продолжать развитие связной речи.
-Совершенствовать навыки конструирования.
-Развивать чувство такта, ритма.
-Развивать мелкую моторику рук.
Ход занятия
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Стук в двери. Приносят письмо.
Письмо от Кая
Восп. Письмо от Кая! Ребята, вам знакомо это имя? Из какой он сказки? Кто из вас знает, что с ним произошло?
Ответы детей: В сердце и в глаз Кая попали осколки зеркала Снежной Королевы и сердце его стало ледяным.
Потом Снежная королева увезла Кая далеко на север в свои владения. Там он совсем забыл своих друзей, и свой дом.
Восп. Давайте прочтём письмо.
- «Здравствуйте, Ребята!
Я, Кай, к вам обращаюсь за помощью. Один я не справлюсь.
Меня унесла Снежная Королева в своё снежное царство. И чтобы освободиться от её злых чар, надо выполнить задания, после которых Снежная Королева станет доброй и отпустит меня. Помогите мне вернуться домой. А задания узнаете, после того, как попадёте в сказку»
Восп. - Дети, вы хотите попасть в сказку? согласны помочь Каю?
Давайте не будем медлить! Крепко закроем глаза, возьмемся за руки и произнесём волшебные слова вместе со мной!
Звучит сказочная музыка и волшебные слова. Вынести атрибуты для сказки (дерево-букет, «Снежная Королева»)
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Восп. Вот мы и в сказке!
Приглашаю всех друзей
В путь отправиться скорей
Ждут нас испытания
Интересные задания.
Ребята, но где же задания? Да вот же они, в этих конвертах наверно и находятся задания для нас? Посмотрим?
(Предложить пройти к своим местам)
Восп. Вот теперь мы можем отправляться в путь. Путешествие будет непростым. Сначала выясним, куда нам следует идти. Давайте обратимся к нашим заданиям. И так всё по порядку.
1 конверт-задание:
Отгадать загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
-Почему тройка (зимние месяцы) назвать.
-О каком времени года эта загадка?( о зиме)
-А в каком времени года Снежная Королева увезла Кая?(тоже зимой)
-А кто из ребят ещё знает загадки о зиме?
«Скатерть бела, всю землю одела» - Снег
«Кручу, верчу, вдоль улиц пробегаю, сугробы наметаю»-Вьюга
На всех садится,
Никого не боится.
- снег -
«Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята,
Кто окно разрисовал?»- Мороз
Сито большое, сито голубое.
Сеет-веет белый пух
на леса, дома, на луг.
- небо и снег –
Восп.Вот ребята, молодцы! Сколько загадок о зиме знают!
А теперь поиграем в игру «Подбери слова- признаки».
Вам нужно образовать новые слова-признаки о зиме от слов, которые назову:
Подбор слов - признаков:
Зима (какая?): холодная, морозная, долгая, ранняя, поздняя, теплая, снежная, радостная, ветреная.
Снег (какой?) -….
Снежинки (какие?) - …
Лед (какой?) -…
Ветер (какой?)
Правильно, ребята, молодцы!
Восп.А сейчас мы поиграем с вами ещё в одну интересную игру, мы будем поэтами.
Игра «Поэты»
Восп. В этой игре я буду начинать предложение, а вы, ребята, заканчивать, подбирая рифму:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …снег
С неба падают пушинки серебристые …снежинки
На дорогу и лужок осыпается …снежок
вот веселье для ребят все сильнее …снегопад
Вот веселые деньки, все бегут играть ….в снежки
Словно в белый пуховик нарядился …снеговик
Рядом – снежная фигурка. Это – девочка …Снегурка
А на ветку посмотри с красной грудкой …снегири
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ...снег
Восп. Ребята, какое одно слово встречается во всех этих словах «СНЕГ»
Восп. Всё мы с вами о зиме знаем!
Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились!
Но прежде, чем дальше отправиться на помощь Каю, я хочу спросить у вас: а какое время года было, когда Снежная Королева увезла Кая?
-Зима, конечно же! А зимой холодно и давайте, ребята разогреемся, чтобы не замёрзнуть
Каждый сам сейчас из вас
Сделает себе массаж.
Хлоп, ладошка,
Хлоп, другая!
Правой левую ладошку
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом
Даже щечки мы потрем.
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам -
Шлеп! Шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной.
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем.
И крест накрест руки сложим.
И погладим мы себя.
Вот какой здоровый я
Восп. Разогрелись?! Ну тогда вперёд! Открываем следующий конверт с заданием.
2 конверт-задание:
Восп. -А вот следующее задание: Ребята, из палочек по образцу вам необходимо выложить рисунки
-Ну а теперь поспешим! (музыка, выполнение задания)
Восп. Посмотрите сколько снежинок! Как называется явление природы, когда снег падает? (снегопад)
Восп.: Снежная Королева забрала Кая на красивых санях
(«Сани Снежной Королевы» выкладывание из сч. палочек по образцу)?
-Молодцы, ребята, вы и с этим заданием успешно справились!
3 конверт-задание:
Восп. Ребята, а это задание потребует от вас смелости и смекалки! Будьте внимательны!
Слышны шум бурной реки.
-Ребята, что это?(река)
- Как же мы можем перебраться через реку? -ответы
Ребята, свой путь по реке давайте продолжим на лодочке.
Но лодочки нам предстоит с вами построить самим. А чтобы руки не замёрзли и мы правильно выполнили задание, разомнём наши пальчики:
Массаж рук: «Зимняя разогревалочка»
Если замерзают руки
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть.
(Дети медленно растирают одну ладонь о другую)
Сначала ладошки,
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки,
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду,
А не понарошку.
(Дети растирают ладони всё быстрее и быстрее)
Я горю, как от огня,
Вот, потрогайте меня!
(Вытягивают вперёд раскрытые ладони)
Восп. А теперь приступаем к выполнению работы.
(изготовление лодочки из скорлупы гр.ореха)
Дети, какие же вы молодцы! Только потому, что вы были старательны
в работе, ваше стремление и желание помочь Каю, вы смогли справиться с этим нелёгким заданием и успешно переправиться через реку!
Собрать лодочки
Оставим наши лодочки на берегу, а я почитаю дальше, что же пишет нам Кай?
Восп. Читаю дальше : Ребята, вы находитесь рядом с замком Принца и Принцессы. Они очень любят танцевать и часто устраивают балы. Отдохните и вы!
Динамическая пауза (муз.физминутка)
Пройти на свои места.
Восп. Ребята, ну что ж немножко отдохнули, но нам пора продолжать своё путешествие и у нас ещё одно задание. Что же в нем? Узнаем?
4 конверт-задание:
Ребята, ваш путь лежит через тёмный лес, полный неожиданностей. В лесу живут разбойники. А в клетках у них томятся пойманные звери. Помогите их освободить!
Восп. Ребята, чтобы освободить зверей из клеток, вам необходимо собрать картинку с изображением животного.
( разрезные пазлы «животные») собрать
Восп. Какие же вы смелые и отважные, ребята! Не побоялись лесных разбойников и освободили всех пойманных зверей. Все звери разбежались на свободе, ребята, а мы с вами в сказочном зимнем лесу. (Идти по лесу)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
На пути дворец хрустальный,
Весь он сделан изо льда.
Аудиозапись «завывание вьюги»(Появление Снежной Королевы и Кая.)
Восп. Что это? Вьюга. Значит где то рядом Снежная Королева! Ребята, скорее крепко закройте глаза, чтобы осколки волшебного зеркала не попали в глаза и не заморозили никого.
Снежная Королева сидит на троне, а Кай рядом играет ледяными кубиками
Восп.
Ребята, мы приблизились к замку Снежной Королевы.
Это сверкающий, ледяной замок Снежной Королевы, в котором вечно гостит зима. В этом холодном замке живёт Снежная Королева.
Давайте заглянем внутрь замка.
Снежная Королева восседает посреди ледяного великолепия.
Она красивая, но холодная, безжалостная, жестокая, нет в ней тепла, покоя .
Она поступила жестоко с Каем, увезя его из дома.
Восп. Мы с вами в царстве Снежной Королевы! А вы не забыли зачем мы сюда пришли? (Освободить нашего друга).Давайте позовём Снежную Королеву и вежливо попросим. Может быть её ледяное сердце оттает, и она отпустит нашего Кая. Как мы можем вежливо попросить? (Будьте добры, будьте любезны, пожалуйста…)
Мы её попросим так: Снежная Королева, будь добра, отпусти, пожалуйста, нашего друга Кая.
Снежная Королева: Кто меня звал? Зачем пожаловали? ( ответы детей)
Вежливые вы ребята! Отпущу вашего Кая, если вы выполните моё задание. Согласны? (Да!)
В моём Снежном Королевстве никогда не цвели цветы. Я хочу, чтобы в моей любимой вазе стояли необычные цветы.
Восп. -Да, ребята, Снежной Королеве никто никогда не дарил цветы. Давайте мы сделаем ей такой подарок из необычных чудо- цветов.
А соберем их из необычных фигур
Восп. Не забываем, ребята, мы в царстве Снежной Королевы. Чтобы ледяные осколки не попали нам в глаза сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Снежинки.
Мы снежинку увидали, -
со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели
( Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
( Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети смотрят вверх и вниз.)
Все! На землю улеглись.
(присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем, Глазки отдыхают.
(Закрыть ладошками глаза.)
Работа детей, фоновая музыка
Вынести работы и украсить букет.
Выстроиться полукругом.
Дети: Уважаемая Снежная Королева, посмотри, как мы справились с заданием, прими от нас чудо- букет. Мы так старались подарить тебе радость. Отпусти, пожалуйста, нашего друга Кая.
Снежная Королева: Спасибо за цветы! Молодцы, ребята! Я вам очень благодарна! Выполнили моё задание. Ну так и быть, за то ,что вы дружные, смелые, умные, умелые отпущу Кая.
Снежная Королева дарит подарки
Дети: Спасибо, уважаемая Снежная Королева!
Восп. Долго в царстве мы гуляли
Каю там мы помогали.
А теперь пора домой
В садик милый, дорогой!
Ребята, а что же нам нужно сделать, как нам вернуться в детский сад?
Снежная Королева: А я вам могу помочь. При помощи волшебной силы я верну вас в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза.
Фоновая музыка
Повернитесь вокруг себя три раза, присядьте и замрите!
Королева уходит
Восп.: Откройте глазки, встаньте. Посмотрите, мы оказались в родном детском садике. Вам понравилось наше путешествие? Было интересно? Что понравилось больше всего? (Ответы детей)
Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы добрые, весёлые и отзывчивые. Я рада за вас и уверена, что вы придёте на помощь любому попавшему в беду! Вы молодцы!
Воспитатель: Петровская Е.Б.