Согласно годовому плану работы нашего МБДОУ на 2019/2020 учебный год 27 ноября 2019 г в форме деловой игры состоялся второй в этом учебном году тематический педсовет. Тема педагогического совета созвучна с одной из годовых задач ДОУ:
«Формирование речевой компетенции дошкольников путем ознакомления с устным народным творчеством в тесном взаимодействии с родителями воспитанников».
Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в речевом развитии дошкольников, систематизация знаний педагогов о влиянии фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста.
В ходе мероприятия были затронуты теоретические и практические аспекты развития речи у детей раннего и дошкольного возраста.
В своем докладе на тему: «Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений» воспитатель старшей группы комбинированной направленности Мельник Татьяна Васильевна особое внимание уделила благоприятной речевой среде как одному из главных факторов развития речевых навыков детей. Она отметила, что проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Учитель – логопед Шишкина Анна Анатольевна поделилась с коллегами опытом использования устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Рассказала и об огромной роли родителей в речевом развитии детей: родители должны быть особенно внимательны к ребенку в период интенсивного речевого развития, соблюдать рекомендации воспитателей и учителя – логопеда, в домашних условиях больше читать малышам, заучивать с ними произведения устного народного творчества, играть.
«Хороводные игры являются важнейшим инструментом в работе по развитию речи детей», - так начала свое выступление Гафарова Эльвира Халиловна, музыкальный руководитель. Задачи использования хороводных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. И, конечно же, развивать речь ребенка. Пение в хороводах развивает речевые навыки ребенка: разрабатывается артикуляционный аппарат, улучшается произношение отдельных звуков, формируется слоговая структура слов. Вслед за развитием правильной речи формируется мышление, логика, интеллектуальные способности ребенка и восприимчивость к новой информации. Таким образом, хороводные игры благоприятно влияют на формирование дикции дошкольника и интонационное оформление речи, на пополнение активного и пассивного словарей.
Педагогическая ценность хороводных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкальный руководитель предложила педагогам поиграть в хороводные игры и на практике ощутить их педагогическую целесообразность.
С потешным фольклором участников педагогического совета познакомила воспитатель младшей группы «Капитошка» Милюткина Татьяна Юрьевна в сообщении на тему: «Небылицы, дразнилки, нелепицы – виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста». Татьяна Юрьевна отметила, что одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют не только на развитие речи детей. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек, и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Но на практике педагоги редко знакомят дошкольников с фольклором на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок. Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора. В заключении педагог акцентировала внимание коллег: долг педагогов и родителей – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично, а ребёнок развивался в среде качественных взаимоотношений, напитанной теплом любви и взаимного интереса. Потешный фольклор в этом отношении является эффективным средством.
С результатами тематической проверки на тему: «Эффективность создания условий для формирования речевой компетенции дошкольников путем ознакомления с устным народным творчеством» в средней группе «Непоседы», в старшей группе «Солнышко» и в подготовительной группе «Сказка» познакомила заместитель заведующего по ВМР Арсеменко Елена Михайловна.
Воспитатели презентовали друг другу свои лэпбуки, которые были представлены на конкурс «Лучший лэпбук на тему: «По страницам русского народного фольклора». Практически все лэпбуки были информационно – насыщенными, соответствовали возрастным особенностям детей, красочными и эстетичными.
Затем заместитель заведующего по ВМР наградила участников конкурса дипломами I, II, III степеней.
Был разыгран приз зрительских симпатий. Его получила Власова Инна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Ромашка». Ее лэпбук педагоги назвали самым оригинальным и насыщенным.
В деловой игре «Устное народное творчество и речь ребенка», которую провела Елена Михайловна Арсеменко, было создано информационное пространство для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи дошкольников. Педагоги проявили творческую активность и профессионализм, отвечая на вопросы, решая проблемные ситуации, разгадывая ребусы и кроссворды.
Заведующий МБДОУ Валентина Ивановна Изотова ознакомила коллег с приказами:
- управления образования администрации Симферопольского района от 02. 09. 2019 г №598 «Об определении базовых дошкольных образовательных учреждений по апробации муниципальной программы по гражданско – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Маленький гражданин Симферопольского района»;
- заведующего МБДОУ от 06. 09. 2019 г №210/а «Об апробации проекта муниципальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Маленький гражданин Симферопольского района».
Единогласно принято решение о необходимости планирования в календарном плане различных форм работы с детьми по апробации проекта муниципальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Маленький гражданин Симферопольского района».
Рассмотрен вопрос о внесении изменений в годовой план работы ДОУ, а именно: заменить конкурс дидактических игр по ФЭМП, который прошел в ноябре в Симферопольском районе, на смотр – конкурс уголков краеведения в связи с апробацией муниципальной программы по гражданско – патриотическому воспитанию «Маленький гражданин Симферопольского района». Решение тоже принято единогласно.
Участники педсовета рассмотрели программу педагога дополнительного образования Черенковой – Дорош К. А. в театральном кружке «Теремок», дополнения в в рабочие программы групп комбинированной направленности «Лучики», «Солнышко», «Ромашка».
Решение педагогического совета было принято единогласно. Мероприятие прошло плодотворно, царила доверительная и дружеская атмосфера.
Фотоотчет <<<