МБДОУ "Детский сад "Солнышко" пгт.Гвардейское"

Симферопольского района

Республики Крым

 

Консультация для педагогов ДОУ

 

«Коррекция нарушений  речи через выразительное (художественное) чтение»

 

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей  не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки,  рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

 

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и  многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт,  непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского  художественного творчества. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

 

В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи. Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств. Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

 

         В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учим детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. В этом возрасте детей привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

 

      В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Педагог фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений педагог, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность произведения, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

 

      В старшей группе детей учим при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Знакомя ребят с жанром рассказа, педагог должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

 

      В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. 

  

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

 

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

 

          Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

 

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

  •  интегрированные занятия;

  •  театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

  •  обсуждение произведений известных художников на тему сказок,

  •  «обыгрывание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

  •  «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;

  •  проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»),

  •  занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

         Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным. Формируется культура речи. Дети способны более точно, ясно, эмоционально передавать свои мысли. Развиваются все стороны речи фонетическая, лексическая, грамматическая. Воспринимают различные виды жанров литературных и фольклорных произведений, совершенствуется самостоятельное связное высказывание.

 

Занятия по ознакомлению с художественными произведениями детей разных возрастных ступеней организуются педагогом по-разному:

  •  с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек;

  • группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя необходимо разделить пополам;

  • в средней и старшей группах занимаются одновременно со всеми детьми.

При чтении художественного произведения используются разнообразные методы и приемы работы с детьми: это и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение педагога, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения.

 

В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказ детьми содержания услышанного. Могут быть использованы следующие приемы обучения пересказу: образец чтения произведения, вопросы к детям, объяснения, указания. Значительное место могут занимать также упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор интонации.  Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

 

Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ по ролям.

 

Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развиваем речевую деятельность и словотворчество детей. На занятиях можно использовать различные приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование,   мнемотехнику и т.д.

 

После рассказывания, произведение обязательно анализируем его, ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь.

 

При чтении стихотворений, выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей способность, замечать красоту и богатство русского языка.

 

Например, после чтения стихотворения С.Маршака  «Усатый полосатый» спросить: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, проводим предварительную работу на прогулке, понаблюдаем за котенком, рассматриваем какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: А как еще можно сказать про котенка? Какой он? - забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.

 

Развивая звуковую культуру речи детей, обращаем внимание детей на правильность произношения звуков и слов, используя чистоговорки, потешки, считалки, загадки.

Так, например, отгадывая загадку:

                    Что за зверь такой лесной

                    Встал, как столбик под сосной

                    И стоит среди травы -

                    Уши больше головы

                     Кто это?  (заяц).

 Дети определяют в отгадке заданный звук.

 

Особое внимание уделяем формированию грамматически правильной речи при ответах на вопросы. Можно предложить упражнения на подбор сравнений, синонимов и антонимов к данному слову. 

 

К концу года у детей появляется повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушают произведение, самостоятельно задают вопросы по содержанию литературных произведений. Появляется желание придумать новую сказку, обмениваются впечатлениями. Улучшается связная речь, становится  более выразительная, грамматически правильно оформленная, произношение звуков и слогов более чёткое.

 

Художественная  литература является универсальным развивающее - образовательным средством.

 

Отгадывая загадки -  у ребенка развивается логическое мышление.     А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.  

 

Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

 

С помощью потешек, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много потешек, которые высмеивают отрицательные качества личности.

 

Развивая речь ребенка с помощью художественных фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

 

Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

  

Литература:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

  2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.

  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей.

  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

  5. Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.

  6. Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.

  7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

  8. Занятия по развитию речи в детском саду, под ред. Ушаковой О.С.

  9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.

  10. Программа воспитания и обучения в детском саду.

  11. Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина.

  12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.

  13. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

  14. Журнал «Дошкольное воспитание».

  15. Нефедова Е.А. Готовимся к школе.

  16. Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском  саду.

  17. Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению.

 

Дата последнего обновления страницы 20.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения