МБДОУ "Детский сад "Солнышко" пгт.Гвардейское"

Симферопольского района

Республики Крым

 

Консультация для родителей

 

 «Развитие у детей

фонематического слуха»

 

В развитии и формировании речи  дошкольникам важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить малыша слушать и слышать. Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

 

Хочу предложить вашему вниманию перечень упражнений, по коррекции фонематического слуха, которые вы можете выполнять совместно со своим ребёнком дома. Они построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ваш ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

 

Первый уровень - узнавание неречевых звуков.

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

 

Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

 

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном

варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

 

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра "Узнай свой голос". Запишите на диктофон  голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

 

Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

 

Третий уровень - различение сходных по звучанию слов.

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

 

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

 

Четвертый уровень - различение слогов.

Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

 

Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

 

Пятый уровень - различение звуков.

Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

 

Игра «Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок  произносит их в обратном порядке.

 

Игра «Шутки – минутки». Прочитайте ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Малышу понравится находить ошибки в стихотворении исправлять их.

 

Например:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Данные упражнения помогут вашему ребёнку преодолеть недостатки развития фонематического слуха.

Желаю успехов Вам и Вашим детям!!!

 

Литература:

1. Колесникова  Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

2. Попова И.В. Развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Логопед в детском саду. 2009, - № 7.

3. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. 2006, - №11.

 

 

Дата последнего обновления страницы 20.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения