МБДОУ "Детский сад "Солнышко" пгт.Гвардейское"

Симферопольского района

Республики Крым

 

Способы и формы независимой оценки качества дошкольного образования

 

     В формате офлайн 23 сентября 2020 г. в ресурсном центре состоялся круглый стол: «Способы и формы независимой оценки качества дошкольного образования».

    Общеизвестно, что приоритетом государственной политики в области образования является качество предоставляемых образовательных услуг.

Сегодня мы не разделяем термины доступность и качество образовательных услуг. Мы определяем основную задачу – обеспечение доступности качественного образования, в том числе дошкольного. В рамках круглого стола была раскрыта процедура оценки качества образовательной деятельности, законодательная база, регулирующая оценку качества, детали и нюансы ее применения в дошкольном образовании.

         Качество дошкольного образования, поскольку оно в значительной степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в РФ, должно соответствовать требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Проблема оценки качества дошкольного образования всегда была на повестке дня управленческих и педагогических кадров, учёных и специалистов, несмотря на трудности в решении этого вопроса. Независимая оценка качества образования определяется в статье 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» (далее – ФЗ №273), как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,

выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы».

      В последнее время на федеральном уровне в нормативном правовом регулировании оценки качества образования произошли значительные изменения. Во-первых, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) установлены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования по проведению оценки качества образования, в т. ч. независимой. Во-вторых, задачи и меры по развитию системы оценки качества образования закреплены в федеральных и государственных программах. Так, Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61, предусмотрено формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг при участии потребителей этих услуг, разработка новой модели общероссийской системы оценки качества образования, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, уровень образовательной организации, а также создание инструментария ее реализации с обеспечением комплексного мониторинга качества образования. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295, выделена подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования». Кроме того мероприятия по развитию системы оценки качества образования обозначены в Плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р.

  Однако до сих пор не определены единые подходы, механизмы и инструментарии, который регламентирует независимую оценку качества дошкольного образования. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона № 273-ФЗ основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся установленным требованиям являются федеральные государственные образовательные стандарты за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС). Согласно ч. 2 ст. 64 освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Таким образом, независимая оценка качества дошкольного образования не может основываться на результатах освоения детьми образовательной программы. Следовательно, объектами оценки качества дошкольного образования может являться непосредственно образовательная программа и условия ее реализации.

     Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам дошкольной организации, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Закон № 273-ФЗ. Ст. 2. П. 29

      В целях получения объективной информации о состоянии качества дошкольного образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, создана региональная система оценки качества дошкольного образования, в рамках которой проводится:

- независимая оценка качества дошкольного образования и работы дошкольных образовательных организаций;

- рейтингование дошкольных образовательных организаций;

- оценка качества профессиональной деятельности руководящих и педагогических кадров;

- социологический и психолого-педагогический мониторинг уровня удовлетворенности родителей и педагогов качеством дошкольного образования;

- независимая оценка качества дошкольного образования и показателей качества выполнения муниципального задания дошкольными образовательными организациями; 

- мониторинг дошкольного образования.

     В зависимости от происходящих на федеральном уровне изменений в нормативном правовом регулировании системы дошкольного образования методику формирования рейтинга и показатели оценки дошкольных образовательных организаций необходимо ежегодно пересматривать.   

    В связи с тем, что ФГОС содержит требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования,  проводятся мероприятия по совершенствованию системы оценки качества профессиональной деятельности руководящих и педагогических кадров. Данные мероприятия включают: аттестацию руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, в т. ч. частных. Критерии оценки профессиональной деятельности работников приведены в соответствие ФГОС ДО.

    Независимая оценка качества дошкольного образования в целях оценки соответствия предоставляемых услуг дошкольного образования запросам родительской общественности: ежегодно в ДОУ проводятся социологический и психолого-педагогический мониторинг уровня удовлетворенности родителей и педагогов качеством дошкольного образования. Независимая оценка качества дошкольного образования и результаты мониторинга показали, что запросы родителей воспитанников и педагогических работников дошкольных организаций относительно качества дошкольного образования совпадают. В целях повышения эффективности работы по наиболее проблемным направлениям направляются материальные средства на создание в дошкольных организациях  Республики Крым условий, соответствующих ФГОС ДО: приобретение современной детской мебели, учебного, спортивного, игрового, медицинского оборудования, технологического оборудования для пищеблоков.

    При выполнении муниципальных заданий   для дошкольных образовательных организаций также предусмотрены показатели качества, достижение которых ежегодно оценивается муниципальными органами управления образованием. Показатели качества выполнения муниципального задания разрабатываются и устанавливаются для муниципальных дошкольных образовательных организаций учредителями, муниципальными органами управления образованием или самостоятельно. Показатели качества не могут быть одинаковыми для всех дошкольных организаций и отличаются в зависимости от вида оказываемых услуг, реализуемых образовательных программ. Поэтому при разработке муниципальных заданий для дошкольных образовательных организаций, наряду с основными показателями, устанавливаются несколько дополнительных, отражающих специфику деятельности конкретного детского сада.

    При выборе показателей качества, включаемых в муниципальное задание, необходимо соблюдать важный принцип – наличие у дошкольной образовательной организации необходимых условий для достижения того или иного показателя, поскольку невыполнение показателей качества муниципального задания влечет за собой финансовые «санкции» (уменьшение объема или приостановление финансирования).

    В завершение необходимо отметить, что на федеральном уровне требуется выработка единых принципов, механизмов и инструментариев системы оценки качества дошкольного образования. Это позволит обеспечить согласованность деятельности всех элементов системы образования (образовательных организаций, органов, осуществляющих научно-методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управление системой образования, оценку качества образования и др.), направленной на реализацию прав граждан на получение качественного общедоступного дошкольного образования.

                                                                  Руководитель рабочей группы ресурсного центра,

                                                                    заместитель заведующего по ВМР Арсеменко Е. М.

 

Дата последнего обновления страницы 20.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения